Путевые условия
Участок реки Дон протяженностью 257,3 км (в том числе 245,3 км транзитного пути) от устья 132-го канала шлюза №15 (2875,7 км) до г. Аксай (3121,0 км), используемый для регулярного судоходства и входящий в состав Единой глубоководной системы европейской части России, находится в зоне ответственности ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация».
Сток Нижнего Дона зарегулирован Цимлянским гидроузлом. Ниже (по течению) Цимлянского гидроузла расположены следующие низконапорные гидроузлы: Николаевский (2931 км); Константиновский (2974 км) и Кочетовский (3005 км).
Водные пути ниже Кочетовского гидроузла не зарегулированы. Плавание здесь осложняют затруднительные для судоходства участки, на большинстве которых река имеет крутые излучины, ограничивающие просматриваемость судового хода, что также затрудняет расхождение встречных судов. На многих изгибах судового хода наблюдаются прижимные и свальные течения.
Нижний участок плеса от ст. Багаевская до устья подвержен ветровым сгонно-нагонным явлениям. Сгонно-нагонные явления на устьевом участке р. Дон начинаются при скоростях ветра более 10 м/с. Среднее число дней с такой скоростью за год составляет 20-40 дней. В навигационный период ветра со скоростью более 10 м/с, как правило, наблюдаются в осенние месяцы, реже в конце августа. На выделенной территории восточные штормовые ветры обуславливающие сгон воды, могут непрерывно длиться 2-3 дня, в отдельных случаях до 20 дней. Величина снижения уровня воды в реке при сгонах может составлять до 0,1-0,2 м у ст. Раздорская и до 2,5 м в устье реки.
Наиболее сложными условиями судоходства характеризуется участок от Кочетовского гидроузла до станицы Раздорская (3030 км).
В период навигации скорость течения на перекатах Нижнего Дона составляет 0,7-1,0 м/с, на плесах не превышает 0,4-0,5 м/с, а ниже станицы Староческасская уменьшается до 0,3 м/с. Уклоны водной поверхности на участке р. Дон от г. Волгодонска до устья различны по длине реки. Общее падение на участке от Кочетовского гидроузла до г. Азова составляет около 3,3 м, а средний уклон равен 2 см/км. Наибольшие средние значения уклонов наблюдаются на участке между г.п. Раздорская и г.п. Мелиховская (4,6 см/км), наименьшие – на участке между г.п. Ростов на Дону и г.п. Азов (0,6 см/км).
Туманы на Нижнем Дону в навигационный период редки. С мая по август бывает не более одного дня в месяц с туманами и лишь в ноябре их число увеличивается до 11.
Первые ледовые явления на нижнем участке р. Дон появляются, как правило, во второй декаде декабря и к концу декабря устанавливается ледостав. Продолжительность ледостава в среднем составляет 45-80 дней. Толщина льда к концу зимы может достигать 15-40 см. Вскрывается р. Дон обычно во второй декаде марта. К началу апреля река на всем участке в большинстве случаев полностью очищается ото льда.
Протяженность р. Северский Донец с подходным каналом к УДП в зоне ответственности ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация», составляет 208 км.
В зимний и весенний период река находится в свободном состоянии, меженный сток зарегулирован шестью разборными плотинами и однокамерными шлюзами, образующими Северско-Донецкую шлюзованную систему.
В верхней части реки пойма развита слабо, в нижней части достигает ширины 3-4 км. На рассматриваемом участке река протекает одним руслом, рукава и староречья встречаются редко. В маловодные годы в летний период приточность реки не превышает 30 -40 куб.м/ сек, что не покрывает расходов воды на шлюзование и испарение в бьефах. Это приводит к падению уровней по гидроузлам, а, следовательно, глубин.
По габаритам пути весь участок делится на три плёса: - плес: х. Красный– п. Нижнекалиновский, протяженностью 135 км, освещаемая судоходная обстановка, может выставляться при наличии заявок от сторонних организаций на транзит экспедиционных грузов. Самым затруднительным участком для плавания судов являются нижние подходы к гидроузлам № № 7,6,5 и 4. Габариты пути на участке х. Красный – Ш-5 составляют 140 х 50 х 150, на участке Ш-5 – п. Нижнекалиновский – 190 х 50 х 150, но не гарантируются.
- плес: п. Нижнекалиновский - Устье канала УДП, протяженностью 66 км, оборудован светоотражающей судоходной обстановкой. Габариты пути на лимитирующих перекатах при проектных уровнях гидроузлов гарантируются и составляют 190 х 50 х 150.
- плес: устье канала УДП – устье р. Северский Донец, протяженностью участка 7 км, оборудован освещаемой судоходной обстановкой. Габариты пути при проектных уровнях гидроузлов гарантируются и составляют 340 х 50 х 300 в реке и 340 х 30 х 300 в подходном канале к Усть-Донецкому порту.
Протяженность р. Маныч в зоне ответственности ФБУ «Азово-Донскоая бассейновая администрация», составляет 226 км, в т. ч. 179 км транзита.
Манычский водный путь зарегулирован двумя глухими плотинами Пролетарского и Веселовского гидроузлов и одной разборной плотиной Усть-Манычского гидроузла. Габариты по реке Маныч не гарантируются.
Весь обслуживаемый водный путь делится на три участка:
• участок Ново-Манычская дамба - Пролетарский гидроузел представляет собой водохранилище. Затруднительным является участок в 6 км, на подходе к Ново-Манычской дамбе, из-за полной занесённости судового хода;
• участок Пролетарский гидроузел - Веселовский гидроузел представляет собой водохранилище с большими глубинами, которое расположено в наиболее широкой части Манычской впадины. Берега глинистые, изрезаны большим количеством балок, в т.ч. судоходными, наиболее крупной является балка Большая Садковка, которая судоходна до пристани Болотово. Затруднительным является участок нижнего подхода к Пролетарскому гидроузлу, протяженностью 10 км;
• участок Веселовский гидроузел – Усть-Манычский гидроузел представляет собой извилистый мелководный путь.
Наиболее затруднительными для судоходства являются участки: Конзаводские колена (малый радиус закругления), Шахаевский лиман и Западенский лиман, из-за малых глубин и недостаточной ширины судового хода, а также участок от Усть-Манычского гидроузла до устья (1,8 км), из-за активной аккумуляции наносов вследствие подпора р. Дон.
Судопоток за декабрь 2022 года составил 66 ед. флота, из них 38 – в движении вниз, 28 – в движении вверх.